|
|
Буддизм Буддизм - первая по времени возникновения мировая религия. Другие мировые религии возникли значительно позднее: христианство возникло приблизительно через пятьсот лет после буддизма, а ислам - более чем через тысячу. Мировой религией буддизм считается на том же основании, что и две другие только что названные религии: подобно христианству и исламу буддизм в своем распространении по земному шару решительно переступил этно - конфессиональные и этно - государственные границы, став религией самых различных народов с совершенно разными культурными и религиозными традициями.
- Буддийская традиционная Сангха России В России буддизм в форме ламаизма получил распространение главным образом в трёх регионах: в Туве, Калмыкии и Бурятии. В Туву (сейчас это республика, которая граничит с Алтайским краем, Бурятией и Монголией) буддизм (в форме махаяны) проник ещё в конце XI века. B XVII веке в Туве утвердился ламаизм. Калмыки, жившие ранее на территории Монголии и Северного Китая, познакомились с ламаизмом и приняли его в конце XVI - начале XVII века. В первой половине XVII века при царе Михаиле Федоровиче калмыки приняли российское подданство и откочевали на Нижнюю Волгу. Так ламаизм утвердился в одном из регионов Европейской части России. Сейчас на этой территории Калмыцкая республика. Во второй половине XVII века к России было присоединено Забайкалье, где жили многочисленные бурятские племена. В конце XVII века к бурятам проникает ламаизм, а в ХVIII веке он становится у них господствующей религией. В настоящее время Бурятская республика является главными буддистским регионом в России. Именно здесь в Иволгинском дацане (монастыре), расположенном примерно в 3 километрах на юг от Улан-Удэ, находится Центральное Духовное Управление Буддистов России. Буддийская традиционная Сангха России
Главная
религиозная организация буддистов РФ, правопреемница Центрального духовного
управления буддистов (ЦДУБ), существовавшего в 1922-1996 гг. (в 1922-1945 гг. -
ЦДУБ РСФСР, в 1946-1996 - ЦДУБ СССР). Сам Будда, ничего не писал. Монах по имени Упали пересказал все, что он слышал о дисциплине: правилах приема в сангху и исключения из нее, нормах, регулирующих образ жизни монахов и монахинь и их отношения с обществом. Все это было объединено в свод текстов, получивших название "Виная питака" ("Корзина дисциплины"). Все, что Будда говорил по поводу самого учения и методов религиозной практики, пересказал его ближайший ученик Ананда. Эти тексты вошли в "Сутра питаку" ("Корзину бесед"). Затем присутствовавшие монахи (их было 500) пропели содержание канона. Это собрание буддистов получило название Первого буддийского сангити (буквально - "спевка"), или собора. По некоторым версиям, в нем принимал участие царь Аджаташатру. Считается, что на первом соборе была канонизирована и третья часть учения, "Абхидхарма питака" ("Корзина Абхидхармы"), - систематическое, можно сказать, философское изложение Учения. Неразрывно с Тибетом связаны понятия гуру и ламы. Гуру и лама - это духовные учителя для тех, кто хочет постичь философию буддизма. "Отношения между гуру и челой (человеком) подобно отношению между отцом и сыном или отцом и дочерью. Фундамент такого отношения между гуру и челой составляет духовная, основанная на выборном родстве, внутренняя встреча двух людей, которая выходит далеко за рамки семейных уз и длится всю жизнь. Эти отношения нельзя ни аннулировать, ни расторгнуть, потому что речь идет не об отношении между учителем и учеником, или о договоре об образовании, а о внутренней связи, которая независимо от волевого решения так же неразрывна, как кровное родство между отцом и сыном, хотя сын уже давно идет своей дорогой", - пишет лама Говинда. Буддизм (ламанизм) распространился в России в 17 в., когда в низовья Волги и в Забайкалье пришли из Джунгарии (Китая) скотоводческие племена бурят и калмыков (Калмыцкое ханство). Исповедовали буддизм и тувинцы. Во второй половине 18 в. часть калмыков откочевала обратно в Джунгарию, оставшиеся поселились вдоль рек Урал, Терек и Кума. Их буддийская калмыцкая церковь подчинялась государству. В это время у бурят также существовало не менее 17 «ламских капищ» и отправляло культ 150 лам, число которых увеличилось в 19 в. до 285. Шел усиленный ввоз буддийской литературы из Тибета и Китая. Влияние буддизма стало особенно заметным после присоединения в 1914 к России Тувы с 22 монастырями (4 тыс. лам). После 1917 на буддийское духовенство начались гонения, ламы лишались права на землю, школы и монастыри закрыли, храмы подверглись разграблению, их материальные ценности передавались в музеи. Однако после того как во время Великой Отечественной войны буддисты выступили с патриотических позиций, в 1940-е в СССР было создано «Центральное духовное управление буддистов», ламы были выпущены из тюрем и лагерей, в Туве, Калмыкии и Ленинграде вновь начали действовать буддийские общины. В январе 2003 в РФ числилось 218 буддийских организаций. В Калмыкии действует Объединение буддистов Калмыкии, в Туве – Управление Камбу-ламы Тувы. Достижения буддийской медицины пропагандируются печатью. |
Руководитель проекта Григорьева О.В. При
использовании материалов сайта ссылка обязательна. |